Грамматические игры для детей от трех лет

Грамматические игры для детей от трех лет

Грамматика для деmей? Нужна ли она? Склонение, спряжение, род, число, падежи, суффиксы, присmавки… Какое оmношение всё это имеет к 4-леmнему малышу? Самое прямое, ведь именно в эmом возрасте ребенок учится грамматически правильно строить свою устную речь в сооmветствии с нормами родного языка.Что Вы предпочтете: пассивно ждаmь ошибок в речи ребенка и исправляmь их или уже сейчас начаmь играть с малышом в граммаmические игры? Игры со словами для детей помогают развить «чувсmво языка» и предупредить возникновение многих грамматических ошибок, побуждаютm ребенка эксперименmировать со словами, открывая для себя всё новые и новые языковые закономерности. Давайте поиграем вместе!

ИГРА 1. НАЗОВИ ЛАСКОВО

В игре «Назови ласково» ребенок научиmся создавать новые слова из известных, используя уменьшиmельно-ласкательные суффиксы.

Для проведения игры возьмиmе любую фоmографию семьи или картинку.

Не близко не далеко живёт в одном городе семья – папа, мама и их дети – Таня и Ваня. Деmи маму очень любят и называюm её ласково. Ты уже догадался, как? Мамочка, мамуля, мамулечка. А mы как маму ласково называешь? И папу они называюm тоже ласково. Как? (Папочка, папуля). А мама с папой зовут детишек вот как. Ваню они называют Ванечкой, Ванюшей, Ваняткой, а Таню…? (Танечкой, Танюшей, Танюшечкой, Танюшенькой). А как тебя можно назвать ласково? Давай ласково назовем бабушку (бабуля, бабуленька, бабулечка), дедушка (дедуля, дедулечка, дедуся), брата (братик, братишка), сестру (сестричка, сестрёнка). Продолжите игру, называя ласково друзей и знакомых ребенка (Аня – Анюта, Анютка, Анюточка, Анечка; Миша – Мишенька, Мишутка).

Возьмите простую пейзажную картинку (их можно найти и в книжках, и в журналах, и в Интернете) и попробуйте вместе с ребенком ласково назвать предметы, изображенные на картинке, например: цветок – цветочек, солнце – солнышко, дерево – деревце, облако – облачко, трава – травка, дом – домик, окно – окошко, оконце.

Если ребенок проявил словотворчество, придумав слово, которого не существует в языке (например, дерево назвал ласково «деревьице»), скажите ему: «Такое слово могло бы существовать, но люди договорились говорить по-другому: дерево — деревце»

МАМЕ НА ЗАМЕТКУ:

* Поиграйте в эту игру в автобусе, в машине или в поезде, называя ласково то, что видите за окном: дорога – дорожка, деревня – деревушка, деревенька, куст – кустик и т.п.
* Обратите внимание на возрастные особенности детей 4-х лет. В 3 года в игре со словами ребенок образует слова по одному образцу т.е. по аналогии (кошка – кошечка, ложка-ложечка, майка-маечка). А в возрасте 4-х лет он уже использует разные суффиксы, и потому в таких играх со словами для детей очень хорошо развивается языковое чутье, языковые способности ребенка.
* Игры из серии «Грамматика для детей» требуют тактичности от взрослого, который их проводит с малышом. Ведь ребенок в таких играх со словами проявляет словотворчество и поэтому часто совершает ошибки. Ни в коем случае не ругайте малыша в случае ошибок, не смейтесь над ним. Ребенок в возрасте 4х лет играет со словом — он пытается изобрести новое на основе известного, понять закономерности, вывести законы образования новых слов. Данный этап в развитии речи даёт ребенку колоссальный речевой опыт и играет важнейшую роль в развитии мышления.
* Мой личный опыт показывает: дети, с которыми систематически проводятся грамматические речевые игры, значительно превосходят по уровню умственного и речевого развития своих сверстников, с которыми такие игры не проводятся или проводятся от случая к случаю. Это отмечают и учителя начальных классов в школе, и ученые-исследователи.

ИГРА 2. КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?

Вторая игра «Кто что делает?» развивает у малышей внимание к слову (так называемое «языковое чутьё»), умение подбирать точные по смыслу слова.

В этой игре из серии «Грамматика для детей» ребенок 4х лет учится различать смысловое значение приставки в словах – налить, полить, вылить, пролить.

1.Таня и Ваня всегда помогают маме. Догадайся, что умеют делать Таня и Ваня (ребёнок пробует подобрать пропущенное слово). Они умеют пол…(подметать), пыль…(вытирать), белье…(стирать), посуду…(мыть), тарелки и чашки на стол…(расставлять), вилки и ложки на стол…(раскладывать), игрушки на место…(убирать), книги на полках красиво…(расставлять). А ты помогаешь маме и бабушке? Папе и дедушке? Как?

2.Попросите ребенка помочь Вам. Начните наливать воду в лейку. Спросите малыша: «Что я делаю?» Если он молчит, скажите сами: «Я наливаю воду в лейку». А сейчас что я буду делать? (Поливать цветы). Полейте с ребенком цветы, дайте ему возможность действовать самому, скажите, что надо поливать не на само растение, а на землю. А теперь что я делаю? (Выливаете оставшуюся воду из лейки). Я выливаю воду. Ой!!!! (пролейте случайно немного воды). Что случилось? Я пролила воду.)

3. Давай поиграем. Я буду изображать, что я делаю – наливаю воду или поливаю цветы или выливаю воду из лейки или пролила случайно воду, а ты догадаешься, что я загадала. Показываем жестами одно действие из четырех, ребенок угадывает. Затем предложите ребенку поменяться ролями. Малыш показывает — загадывает действие, а Вы угадываете, что он делает.

МАМЕ НА ЗАМЕТКУ: Такие игры со словами для детей можно провести и с другим речевым материалом. Например:
* перепрыгнул через карандаш, ручей, веревку – подпрыгнул на полу – спрыгнул со скамейки – запрыгнул в мешок – выпрыгнул из мешка,
* открыл портфель – закрыл портфель – прикрыл окно – перекрыл кран – накрыл полотенцем,
* объехал яму – заехал в гараж – выехал из гаража – приехал домой.

Поиграть в эти игры со словами для детей можно и по-другому: ребенок показывает действие из списка глаголов жестом так, чтобы Вы его не видели (можно показывать и с помощью игрушки, например, машина заехала в гараж и т.д.). А Вы в роли водящего отгадываете, что он делает. Потом вы меняетесь ролями.

Очень удобно проводить игру в двух смежных помещениях: действие показывается в комнате, дверь в которую прикрыта. А водящий находится в коридоре и угадывает, что происходит в комнате. Можно и завязывать водящему глаза, если ребенку это нравится.

ИГРА 3. ЗАГАДКИ

Наша третья игра «Загадки» поможет подготовить малыша к овладению очень важным, но сложным умением – умением логично, последовательно и выразительно описывать картинки и предметы.

Поработали – пора и отдохнуть. Таня и Ваня очень любят отгадывать загадки. Давай придумаем для них загадки по картинкам (можно взять и реальные овощи или фрукты). Я начну, а ты мне помоги – подскажи словечко. Только запомни – в загадке нельзя говорить отгадку, ее надо отгадать.

Примеры загадок. 1. Картинка – репа. «Она желтая как……………….(цыпленок, одуванчик, банан, солнце, дыня. Она сладкая как…………..(сахар, яблоко, мед, конфета и др.). Она круглая как…………..(мячик, клубок и др.) Что это?» (Репа)

2. Картинка – огурец. «Он длинный как……………(морковка, карандаш, палочка и др.) Он зеленый как……………..(травка, кузнечик, листочек).Он вкусный как……………..(любимое блюдо ребенка).Что это? (Огурец)

Продолжите составлять аналогичные загадки о других овощах или о фруктах, называя их форму, цвет, размер, вкус (Морковь – оранжевая как апельсин, мандарин, длинная как…, сладкая как…, полезная как… и т.д.) и сделайте с ребенком книгу загадок, автором которой он станет. Согните 3-5 альбомных листов пополам и сшейте их по сгибу. Украсьте обложку, впишите в книгу загадки, придуманные малышом с Вашей помощью, нарисуйте или приклейте картинки. Покажите книгу друзьям ребенка, близким родственникам малыша. Первая книжка Вашего ребенка поможет ему увидеть наглядно результаты своего труда, вызовет интерес к речевому творчеству. А это очень важно для успешного развития речи ребенка!