Формирование навыка чтения

Формирование навыка чтения

Когда нужно начинать учить ребенка читать? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, что такое процесс чтения. Это не только складывание букв в слоги, а слогов в слова. Обучение ребенка чтению на самом деле начинается в раннем детстве, примерно в 1,5 года, когда мы сами начинаем читать ребенку книги, формируя у ребенка потребность читать. Когда ребенок слушает взрослого, разглядывает иллюстрации в книге, у него тренируется память, внимание, развивается зрительное и слуховое восприятие; воображение — то, без чего невозможно успешное обучение чтению.
При письме важны движения рук, а при чтении движение глаз. Разглядывайте с ребенком картинки в книжках, выполняйте такие простые и увлекательные задания, как графо-моторные дорожки, разнообразные лабиринты, поиск заданного предмета в таблице и др. Тренируйте глаза! Не менее важна для успешного обучения чтению развитая устная речь! Разговаривайте с ребенком, учите стихи, пересказывайте.
Сейчас возникла тенденция к раннему обучению детей грамоте, что на самом деле противоречит физиологии ребенка. Те структуры головного мозга, которые отвечают за чтение, созревают только к 5 – 5,5 годам. И действительно, именно тогда дети сами начинают проявлять активный интерес к буквам, печатному слову, спрашивая у взрослых, как прочитать или написать то, или иное слово. Если ребенок начал проявлять интерес раньше, то препятствовать не нужно, но и заставлять заниматься тех, кто не созрел, нельзя. Это приведет к невратизации ребенка и стойкому отвращению к чтению в будущем. Наиболее благоприятный период для обучения чтению 5 – 7 лет.
У процесса обучения чтению есть три стороны:
1) Знание букв (звуков) и умение складывать их в слоги и слова – это техническая сторона процесса.
2) Умение СЛЫШАТЬ последовательность звуков в словах, т.е. справляться с простыми заданиями по звуко-буквенному анализу слов, иначе ребенок не сможет в дальнейшем нормально овладеть навыком письма.
3) Это осознание, ПОНИМАНИЕ прочитанного.
Для получения полноценного результата обучения ни одну из этих сторон опускать нельзя.
Часто родители считают, что чем больше слов в минуту читает ребенок, тем лучше его техника чтения. Это не совсем верно. В дошкольном и младшем школьным возрасте на первом плане должно быть КАЧЕСТВО чтения: понимание смысла прочитанного, четкое, без ошибок проговаривание слов, хорошая артикуляция. И в том темпе, в каком может ребенок! (Именно поэтому, по новым ФГОС в начальной школе, техника чтения не проверяется и не оценивается). И только в подростковом возрасте надо уходить от проговаривания, тем самым увеличивая скорость чтения. (Именно так работают с младшими школьниками хорошие школы скорочтения. Их всего три. Школа Васильева, Васильевой и Ахмадулина. Но в младшем школьном возрасте только после консультации с логопедом или нейропсихологом!)
Существуют две методики обучения чтению:
1) Традиционный метод (аналитико-синтетический метод обучения грамоте, где соблюдается такая последовательность обучения: звук – слог – слово).
2) Метод глобального чтения (от слова к букве) Глена Домана.
За чтение у нас отвечает левое полушарие. Оно хорошо развито у правшей. Именно поэтому правшам лучше всего подходит традиционный метод обучения чтению.
У левшей, наоборот, активно развито правое полушарие. Они воспринимают слово целиком, как картинку. Левшам, а также детям с дислексией, больше подходит метод глобального чтения, альтернативой которого являются кубики Зайцева.
И в заключение: в таком важном вопросе, как обучение ребенка грамоте, лучше довериться грамотному специалисту, и тогда ваш ребенок будет учиться не только с пользой, но и с интересом, будет чувствовать себя успешным в школе.