Как договориться с ребёнком о правилах?

Как договориться с ребёнком о правилах?

Шаг № 1. Осознайте масштаб проблемы.
Прежде, чем начинать вводить изменения, важно ответить на несколько вопросов:
Какая система воспитания реализуется в настоящее время? Для того, чтобы выбирать цель на карте и строить маршрут, важно найти свое положение.
Что в этой системе успешно? Кажется, странный вопрос, ведь если мы задумываемся о том, что надо что-то менять, значит воспитание не работает. Но это не всегда так. Попробуйте выделить уже работающие приемы и договоренности, а так же плюсы вашего привычного подхода. Помните, что если вы будете менять систему правил, те блага, которые были ранее, можете потерять. Часто речь идет о вопросах свободы, творчества, самореализации ребенка, а также о свободном времени взрослого (ведь когда появятся правила, за ними придется следить).
Что не устраивает сейчас? Причиной изменения воспитания может быть социальная дезадаптация ребенка, его непонимание общественных правил, излишняя трата ресурсов родителей, изменение в составе семьи и т.д. Из причин мы будем дальше формулировать задачи новой системы правил.

Шаг № 2. Объедините силы.
Отлично, теперь, когда мы посмотрели в глаза проблеме, можно оглянуться вокруг и увидеть тех, кто оказался в одной лодке с Вами. Если задача в том, чтобы ввести правила в семейную жизнь — зовите всех взрослых и старших детей, которые принимают участие в воспитании. Если речь идет о соблюдении правил в группе или классе — тех взрослых, кто есть там.
Не забывайте, если одни взрослые будут помнить о правилах и внимательно их отслеживать, а другие будут снисходительны, ребенку будет очень сложно (а скорее невозможно) научиться их выполнять. Поэтому, если мы ждем послушания со стороны чада, нужно быть готовым вести переговоры со всеми причастными взрослыми и следить за тем, чтобы условия были одинаковы всегда и везде.

Шаг № 3. Составьте список желаемых изменений.
Теперь можно и помечтать! На этом этапе постарайтесь вспомнить все ситуации, в которых вы замечали недостаток правил или нехватку мотивации ребенка в их выполнении.

Шаг № 4. Скорректируйте ожидания с учетом возрастных и личностных особенностей ребенка, внешних обстоятельств.
Мечтать можно с отрывом от реальности, а вот планировать — нет. Прочитайте весь список пожеланий и оцените, насколько они доступны ребенку по возрасту. Например, ждать от младшего школьника, что он начнет сам делать уроки, убираться в комнате, и все регулярно и без напоминаний не стоит.

Именно в этом пункте часто наиболее эффективна работа с психологом. Специалист поможет оценить возможности ребенка и правильно спланировать процесс установления правил.

Шаг № 5. Продумайте систему мотивации.
Этот шаг можно смело делать совместно с ребенком, советуясь с ним, оставляя право окончательного решения за собой. Можно ему предложить подумать, какие награды и санкции помогут ему справиться с новыми правилами. Начать стоит именно с поощрений, чтобы не напугать ребенка, а заинтересовать.

Шаг № 6. Попробуйте демо-версию системы.
Не стоит делать резких движений. Вводить сразу целый свод законов не имеет никакого смысла: выполнить их не смогут ни дети, ни взрослые. Выберете одно-три правила, которые актуальные в настоящее время и тренируйтесь вводить их в течение месяца-двух. Лучше выбирать не самые сложные пункты. Если Вы выберете те задачи, в которых ребенок точно не будет чувствовать себя успешным, скорее всего ему будет сложно в дальнейшем преодолевать себя и выполнять правила.
Далее, когда Вы увидите, что первые правила уже работают длительное время, можно вводить новые. Рекомендую, в зависимости от сложности, вводить от 1 до 3 правил или задач в месяц.

Шаг № 7.
Держите руку на пульсе.
Итак, представьте, что уже некоторые правила введены в привычную систему воспитания, все исправно работает несколько месяцев. Теперь только не стоит расслабляться. Важно регулярно оценивать, насколько договоренности актуальны, соответствуют возрасту, а мотивирующие действия работают, и вводить необходимые изменения