Метод "один, два, три" или пустые угрозы

Метод «один, два, три» или пустые угрозы

Многим родителям полюбился метод, который был назван «Один, два, три!». Согласно этому методу ребенка предупреждают о последствиях его непослушания и медленно считают до трех. Когда ребенок демонстрирует проблемное поведение, родитель предлагает ему перестать, затем медленно считает до трех и, если ребенок не прекратил поведения, то наступает наказание.

Например, ребенок отказывается одеваться на прогулку, не желая отрываться от телевизора. Мать предупреждает его, что он должен выключить ТВ и начать одеваться. Если этого не произойдет, говорит мать, то завтра мультфильмы вообще будут отменены. Затем мать считает до трех и если ребенок не начал одеваться, то он остается на следующий день без мультфильмов.

В качестве наказания, как правило, используются тайм – ауты (временная изоляция ребенка), лишение удовольствий, в некоторых случаях более грубые методы. Если последствия непослушания действительно планомерно наступают, ребенок учится относиться к предупреждениям серьезно и реагирует на начало счета, прекращая проблемное поведение.

Автор этой статьи по ряду этических и практических соображений не поддерживает данный метод, однако, некоторым родителям он подходит и может работать во многих случаях.

Для того, чтобы метод работал, необходимо придерживаться алгоритма действия. На практике же можно наблюдать чудесные случаи превращения этого метода в пустые угрозы. Последствия либо не наступают для ребенка вообще, либо они размыты, либо отсрочены.

Пример
Мама с малышом двух лет на кассе. Ребенок сильно плачет и визжит, требуя конфеты. Мать хочет воспользоваться методом «Один, два, три!».
Мать: «Сейчас я считаю до трех и, если ты не перестанешь кричать, мы вообще уходим из магазина!»
Ребенок продолжает визжать.
Мать (беря ребенка за руку и глядя ему в глаза): «Раз!»
Ребенок извивается, выдергивает руку, пытается ударить мать.
Мать: «Ты понял, что я тебе сказала?! Рааз!», далее пытается расплатиться на кассе, ребенок кричит. «Сейчас будет — два!», говорит мать.
Ребенок падает и продолжает кричать, мать рывком поднимает его и, злобно глядя ему в глаза, продолжает «Два!», малыш ревет громче.
Мать: «Ты слышал меня? Я тебе сказала? Два!! Все, сейчас уже будет «три» и мы уйдем!». Малыш продолжает реветь, переходя в истерическое состояние, толкает тележку. Мать быстро забирает сдачу, извиняется перед покупателем, задетым тележкой, берет ребенка на руки и спешит из магазина, говоря: «Все, мы уходим!»

Такие или подобные сцены нередко разыгрываются при попытках применить метод «Один, два, три!». Стоит ли отдельно говорить, что при таком подходе метод работать не будет никогда.

Проанализируем, в какие ловушки попала мама из нашего примера:

— сам по себе уход из магазина не является для ребенка таким уж наказанием, уход скорее принесет неприятности матери, так как она не получит того, зачем пришла в магазин;

— мать не может выполнить свою угрозу оперативно, так как находится в процессе оплаты покупок. Понимая это, она оттягивает время наступления последствий для ребенка, по нескольку раз повторяя каждую цифру. Время наступления последствий (которые, к слову сказать, не так уж ребенку неприятны) становится совершенно неопределенным;

— вероятнее всего, ребенок уже имел некоторый опыт неудачного использования этого приема до сцены из нашего примера. И поэтому он уже научен не реагировать на пустые угрозы;

-в добавление ко всему, мать взвинчена, что также не способствует ее контролю над ситуацией;

Метод «Один, два, три» действительно подходит некоторым родителям, но применять его нужно правильно. Он не должен превращаться в пустые угрозы, которые никогда не осуществятся в жизни ребенка.
Угрозы не должны стать ведущим воспитательным методом, это плохо отразится и на характере ребенка и на отношениях с ним. Кроме того, с помощью угроз практически невозможно добиться осознанно хорошего поведения от ребенка. Однако, иногда родители действительно вынуждены сообщать детям о том, что их поведение повлечет за собой определенные последствия. И если вы объявили об этом ребенку, нужно позаботиться о том, чтобы последствия наступили, иначе ваши слова быстро обесцениваются.

Источник: © Филоненко Елизавета