Про эмпатию

Про эмпатию

У нас (в нашей культуре) эмпатия – вещь еще непривычная. Вот катят годовасика в коляске через дорогу, а ему не нравится, и английская мама не задумываясь говорит «Ohh I know I’m so sorry baby it must be awful to sit like that, sorry you have to do it» («О, мне так жаль, малыш, ужасно сидеть так, сожалею, что тебе приходится это делать»). Непривычно видеть русскоговорящую маму, произносящую эту фразу. Мы внутренне не можем признать вслух, что ребенку сейчас с нами ужасно. Мы постараемся отвлечь, развлечь, и объяснить, что «ничего зато как весело», «смотри птичка полетела», «ну хватит мы сейчас уже приедем», «кто тут так громко плачет», и так далее.

Но это пост не осуждения, я сама эмпатию учила по слогам. И я глубоко верю, что это тренируемый навык, и вовсе необязательно должен быть естественным и самозарождаться из глубоких движений души.

Так вот, кроме всего прочего животворящего для личности ребенка, эмпатия и привычка валидизировать чувства очень и очень сильно помогает жить. Потому что она выводит нашу роль, как родителя из-под постоянной необходимости решать жизнь за ребенка или конфликтовать с ним.

Когда ребенок говорит «скучная домашняя работа» – мы не обязаны стоять под дулом решения заставить-надавить-разрешить не делать-забрать из школы, мы можем просто его поддержать: «да, мне бы тоже было не особо интересно с таким-то заданием». И все.

Мы не обязаны ввязываться в борьбу дать сладкое перед едой или не давать на «я хочу печеньееее, я хочу сейчаааас», достаточно быть «дада, понимаю».

Необязательно бросаться в скомороха, если ребенок говорит «мне скучно ждать», можно просто поддержать его «да, тяжело когда так долго ждать приходится, я тоже не люблю».

«Я стесняюсь» не требует «не стесняйся, все получится», оно требует «мне тоже было страшно, когда надо петь перед чужими».

«У меня ничего не получается!» не обязано вызывать массу действий по спасению, оно просто требует «даа, сложно, когда не выходит с первого раза», и даже если после этого он с яростью бросит «мне не нравится! не буду это делать», его тоже можно оставить в этом быть, «обидно, когда не выходит». И оставить. Пусть будет в этом. Он вылупляется там в себя, пусть.

Мы очень недооцениваем своих детей. Когда их оставляешь вот так, в поддержке, быть – они делают удивительные вещи. Они берут решения на себя. Они пробуют снова. Они возвращаются к брошенному. Они идут вперед. Они вздыхают и ждут десерта. Они просят помощи. Преодолевают лень. Идут навстречу своим страхам.

Эмпатия нормализует негатив, избавляет от страха «негативных эмоций», которым все так охвачены. Ребенок вновь и вновь проходит ситуацию, что можно испытывать страх, раздражение, гнев, неуверенность – и жить сквозь это все. Эмпатия – это не только способ понять свои чувства. Это сильнейший опыт прохождения сквозь трудность, сквозь собственное несовершенство в активной, а не пассивной роли.