Учимся пересказывать короткие рассказы

Учимся пересказывать короткие рассказы

Пересказ – это передача своими словами основной мысли прочитанного текста с элементами анализа действий главных героев. В идеале это умение должно быть сформировано ещё до школы, так как оно определяет многие факторы готовности ребёнка к дальнейшему образованию.

Предлагаем вам короткие рассказы о временах года и вопросы к ним, которые легко помогут научить ребенка пересказывать тексты.

Перед тем, как начать читать малышу рассказ, объясните ему смысл слов, которых он раньше возможно не слышал, или которые могут показаться ему трудными. Проведите небольшую беседу, чтобы ребенку было легче понять о чем говориться в тексте. Прочитав короткий рассказ, задайте вопросы, чтобы выяснить, понял ли его ребенок. Только после этого попросите пересказать прочитанное.

📍Полезные советы:

— Вы пересказываете прочитанное, а ребенок вставляет слово или предложение.
— Если ребенок пересказывает с большими паузами, то задавайте наводящие вопросы.
— Пересказ организуется по очереди, когда ребенок начинает пересказывать, вы продолжаете, а он заканчивает. Это помогает выработать у ребенка устойчивое внимание, умение слушать другого человека и следить за его речью.

⚡Предвестники весны

Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

1. Ответить на вопросы:
Какая была зима?
Что наступает после зимы?
Как греет солнышко весной?
Кто прилетел?
Кого увидели дети?
Что они закричали?
Как можно сказать про зиму? Она была какая? (холодная, морозная, снежная, вьюжная, длинная.)
Как можно сказать про солнышко весной? Оно какое? (Весеннее, яркое, теплое, ласковое.)
2. Пересказать близко к тексту.

⚡Прилетели грачи

Первыми к нам прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

1. Объяснить значение словосочетаний:
гнезда вить, вершина дерева, птенцов выводить.
2. Ответить на вопросы:
Какие птицы прилетают весной первыми?
Что сразу начинают делать грачи?
Где они вьют гнезда?
Когда они выводят птенцов?
3. Образовать множественное число от следующих существительных:
грач – грачи,
гнездо – гнезда,
сук – сучья,
корень – корни,
птенец – птенцы,
дерево – деревья,
ствол – стволы,
пень – пни.
4. Закончить предложения:
На дереве гнездо, а на деревьях… (гнезда).
На ветке сук, а на ветвях… (сучья).
В гнезде птенец, а в гнездах… (птенцы).
На дворе дерево, а в лесу… (деревья).
5. Пересказать.

⚡Весна

Солнце пригрело. Начал таять снег и побежали ручьи. У деревьев набухли почки и уже вот-вот появятся нежно – зеленые листочки. На проталинках уже кое-где появляются первые подснежники. Воздух стал прозрачным и как будто звенящим. Вся природа пробуждается ото сна.

Ответить на вопросы:
1. Что тает весной?
Что происходит весной с деревьями?
Какая одежда подходит для весны?
2. Объяснить значение словосочетаний:
Прозрачный воздух.
нежно-зеленый цвет.
Звенящий воздух.
Природа пробуждается.
3. Подобрать прилагательное:
Солнце (какое?) яркое, греющее…
Воздух (какой?) чистый, прозрачный…
Снег (какой?) грязный, рыхлый…
4. Пересказать.

⚡Лето

Наступило лето. Мы гуляли по лугу. Трава выше колен, густая, зеленая. А сколько в ней цветов! Они поднимают свои нарядные головки. Одни – в лиловых колпачках, другие – в белых веночках. А у иных головка вся золотая, будто крохотное лучистое солнышко.

1. Ответить на вопросы:
С чем сравнивает автор цветы?
Как ты думаешь, какие цветы изобразил он?
Видел ты их? Расскажи о них.
2. Пересказать.

⚡Осень

Желтеют на деревьях листья. Часто дует ветер и моросит мелкий осенний дождик. Становится холоднее, исчезают в лесу цветы. Птицы собираются в дальний путь.

1. Объяснить значение словосочетаний: желтеют листья, моросит дождик, исчезают цветы.
2. Рассказать, чем отличается осень от весны.
3. Какие птицы улетают в теплые края?
Как называются такие птицы?
4. Образовать множественное число от существительных:
дерево – деревья, лист – листья, дождь – дожди, ствол – стволы, ветер – ветры.
Составить с этими словами предложения.
5. Подобрать слова-действия к названию растений и птиц:
лист – желтеет, опадает, вянет, сохнет, зеленеет, распускается;
птицы — улетают, прилетают, перелетают, щебечут, поют, порхают, вьют гнезда и т.д.
6. Пересказать.

⚡Осень наступила

Наступила осень. По небу гуляют серые тучи. Моросит холодный дождь. Солнце светит мало. Желтые листья падают на землю. Земля похожа на красивый ковер.

1. Объяснить значение словосочетаний:
моросит дождь, земля похожа на красивый ковер, гуляют серые тучи.
2. Дополнить предложения недостающими словами.
Осень… (наступила).
Холодный дождь… (моросит).
По небу… (гуляют) серые тучи.
Желтые листья… (падают) на землю.
3. Пересказать текст.
4. Ответить на вопросы по теме «Осень»:
Какая погода осенью? И так далее.
5. Пересказать.

⚡Зима

Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и на коньках.

1. Ответить на вопросы:
Какое наступило время года?
Что лежит на земле?
Куда спрятались звери?
Кто рад зиме?
Что делают дети зимой?
2. Объяснить значение словосочетаний:
деревья голые;
кругом снег лежит;
звери спрятались в норы.
3. Подобрать эпитеты к словам:
снег (какой?) – белый, мягкий, пушистый, легкий;
коньки (какие?) – железные, острые, детские, блестящие;
лыжи (какие?) – желтые, деревянные, детские, короткие.
4. Повторить, кто где живет:
медведь – в берлоге, белка – в дупле, лошадь – в конюшне, лиса – в норе, собака – в конуре.
5. Пересказать.

⚡Снеговик

Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снеговику руки. Воткнули в руку ему метлу. Потом мы сделали ему глаза, рот и нос. На голову снеговику надели шапку.

1. Ответить на вопросы:
Кого дети слепили из снега?
Сколько они сделали комков?
Что прилепили снеговику?
Что воткнули ему в руки?
Что сделали потом?
Что надели снеговику на голову?
2. Рассказать этот рассказ от первого лица (от лица мальчика, девочки).