Как вести себя с ребёнком. Короткая памятка Людмилы Петрановской

Как вести себя с ребёнком. Короткая памятка Людмилы Петрановской

1. Плохая технология. Спрашивать ребенка: «Почему ты так сделал?»

Хорошая технология. Помочь ребенку сформулировать свои чувства по поводу того, что случилось, и понять потребность, которая за ними стоит.

Пример. Вместо «Почему ты ушел с урока литературы?» спросить ребенка: «Зачем ты это сделал?». Затем внимательно выслушать и ответить: «Я понимаю, что тебе было скучно на уроке, а за окном светило солнышко, но не стоило уходить с урока без спроса».

2. Плохая технология. Требовать от ребенка признания, что он совершил что-то нехорошее.

Хорошая технология. Если вы знаете, что ребенок совершил плохой поступок, прямо скажите ему об этом. Не надо проводить детальное расследование ситуации и настаивать, чтобы ребенок свидетельствовал против себя.

Пример. Вместо «Скажи, пожалуйста, что сегодня было на литературе?» уточнить «Мне позвонила учительница и сказала, что ты ушел с урока. Зачем ты так поступил?»

3. Плохая технология. Переходить на личности.

Хорошая технология. Обсуждать конкретный поступок ребенка, а не подбирать обидные эпитеты чертам его характера и поведению.

Пример. Вместо «Ты бессовестный» сказать «Не стоит уходить с урока без предупреждения».

4. Плохая технология. Запрещать чувства и потребности ребенка.

Хорошая технология. Присоединиться к чувствам и потребностям ребенка, прямо пояснить, может ли он сейчас получить желаемое, если нет, то почему.

Пример. Вместо «Как тебе не стыдно! Да тебе лишь бы всегда телевизор смотреть!» посочувствовать «Я понимаю, что ты хочешь посмотреть кино, но уже очень поздно. Пора спать».

5. Плохая технология. Прогнозировать трагическое будущее детей.

Хорошая технология. Не стоит делать поспешные выводы, даже если вы сталкиваетесь с повторяющимся поведением ребенка. Помогите ему разобраться, что идет не так, и изменить поведение.

Пример. Вместо «Ты никогда ничего в жизни не добьешься!» пояснить «Если ты хочешь получить хорошую оценку в четверти, не стоит прогуливать уроки».

6. Плохая технология. Провоцировать ребенка словами: «Если ты еще раз так сделаешь…»

Хорошая технология: Внятно пояснить ребенку, как стоит поступать в той или иной ситуации.

Пример. Вместо «Только попробуй это сделать!» сказать «Ты можешь поступить вот так».

7. Плохая технология. Привлекать папу, бабушку, воспитательницу или «дядю полицейского» к решению проблемы, которая возникла между вами и ребенком.

Хорошая технология. Из позиции властной заботы объяснить ребенку, как ему стоит поступить в сложившейся ситуации. Дети не должны быть согласны с вашим решением, важно, чтобы они ему следовали.

Пример. Вместо «Учительница тебя отругает!» выразить свою точку зрения «Я считаю, что тебе не стоит прогуливать уроки».