Развивающие игры для детей 3-5 лет

Развивающие игры для детей 3-5 лет

1. Волшебные палочки

Цель: запоминать буквы, учиться выкладывать буквы из палочек, учиться преобразовывать буквы.

Что вам понадобится: счетные палочки.

Как играть?

Самый простой способ — выкладывание букв из палочек по образцу или без образца (по представлению). Когда ребенок научится выкладывать буквы из палочек самостоятельно, можете переходить на более сложный уровень игры. Например, составьте из палочек фигуру, напоминающую дверь. Попросите ребенка убрать 2 палочки так, чтобы получилась буква П, затем восстановите фигуру, попросите опять убрать 2 палочки, но уже так, чтобы получилась буква Н. Такая игра нравится детям, они чувствуют себя «волшебниками». Не забудьте подыграть своему ребенку, чтобы от выполнения заданий он получал максимум удовольствия.

2. Птички-невелички

Игра способствует развитию координации движений, речи.

Предложите ребенку поиграть в птичек: попрыгать, как воробушек, и почирикать; «полетать», как ворона, размахивая руками и каркая.
А может, показать самолет? В таком случае бегать нужно с разведенными в разные стороны неподвижными руками, изображая гудение мотора.

3. Кто я?

Эта игра развивает творческие способности малыша.

Изобразите мимикой, звуками, движениями, например, самолёт. Спросите у ребёнка «Кто я?», малыш должен угадать. Показывать можно, что угодно (зайца, собаку, футболиста, поезд и т. д.), всё зависит от опыта вашего ребёнка. Если малыш будет быстро отгадывать, что вы изображаете, загадывайте с ним по очереди. Усложнив игру, можно в неё играть и в более старшем возрасте.

4. Найди нужный цвет

Игра учит малыша распознавать цвета.

Выберите какой-нибудь цвет и попросите ребёнка найти этот же цвет во всём, что его окружает: траве, домах, автомобилях, одежде и т. д.

5. Что я делаю?

Эта игра развивает мыслительные способности ребёнка.

Изобразите какое-нибудь действие, хорошо знакомое вашему малышу, например, как вы рисуете или чистите зубы. Задайте вопрос «Что я делаю?» и попросите ответить на него.

6. Кем был?

Предложите ребёнку названия явлений, предметов, а он должен сказать, кем (чем) они были раньше. Например, бабочка была гусеницей, цыплёнок – яйцом, стол – деревом, цветок – семенем, дождь – тучей, лето – весной. Хорошо бы отметить возможность нескольких вариантов ответа: к примеру, пальто могло быть кожей, шерстью, тканью и т. п.

7. На что похоже?

Эту игру хорошо проводить на прогулке. Обратите внимание ребёнка на облака (или контуры кустов, деревьев, тени, сугробы, лужицы) и спросите: «На что похоже?» Отмечайте оригинальные находки, хвалите малыша за количество идей.

8. Назови одним словом

Взрослый описывает что-то, а ребенок должен назвать это одним словом. Например:
часы, которые помогают проснуться (будильник)
большая ложка, с помощью которой наливают суп (черпак)
утренняя еда (завтрак)

Потом играющие меняются ролями. Эта роль будет совсем непростой для ребенка, помогайте ему составить нужное описание, если у него не получается. Только тогда будет неинтересно вам отгадывать получившуюся задачку. Пусть малыш загадает ее папе или бабушке.

9. Опиши одним словом

Задача, которая стоит перед ребенка похожа на предыдущую только назвать нужно не существительное, а прилагательное. Употреблять этих терминов в разговоре с ребенком, конечно, не надо. Просто, дайте ему несколько примеров, чтобы он смог выполнять такие задания.

чашка для чая? (чайная),
машина для гонок? (гоночная),
щетка для чистки зубов? (зубная),
котлета из мяса? (мясная) из моркови? (морковная),
лапа собаки? (собачья) и так далее.

10. Кому что нужно

Взрослый называет человека или животное, а ребенок в ответ называет, какой предмет (или предметы) ему может понадобиться.

парикмахер — ножницы, расческа,
почтальон — сумка,
учитель — указка, учебники,
продавец — весы, касса,
муравей — палочки, листики,
пчела — пыльца, нектар,
птица — веточки, пух (для гнезда), и так далее.

Усложнение игры — не только назвать предмет, но и сказать, зачем он нужен. Например, ножницы, чтобы подстригать, весы, чтобы взвешивать покупки и так далее.

11. Часть- целое

Предложите ребенку угадать, часть какого предмета или существа вы называете:

винт — вертолет, самолет
колесо — автомобиль
руль — велосипед
парус, вагон, крыша, стрелка, кнопка, страница, подлокотник, каблук, козырек, карман, клавиатура, дверь, стержень, ветка, лепесток, шишка, семена, хвост, плавник, перо, клюв, панцирь, грива

А можно и наоборот. Вы называете предмет, а ребенок называете одну или несколько его частей:

дом — крыша, дверь,
корабль, велосипед, троллейбус, стол, кресло, книга, компьютер, часы, авторучка, чемодан, пальто, плита, чайник, удочка, гитара, дверь, забор, качели, колос, цветок, дерево, гриб, жук, бабочка, собака, яблоко.

Если ребенок затрудняется дать ответ, помогите ему, приведите свой пример или задайте наводящий вопрос. Обращайте внимание на разницу между частью и содержимым: в чемодане может лежать рубашка, но это не часть чемодана.В процессе выполнения заданий обращайте внимание ребенка на то, что у разных предметов бывают части с одинаковым названием.

12. Рыбка.

Заготовьте шаблон в форме рыбы. Желательно, чтобы бумага была цветная, можно заранее нарисовать глаза и рот. Затем намажьте туловище клеем в той части, где у рыбы бывает чешуя. Возьмите салфетки и покажите ребенку, как отщипывать кусочки от салфетки и приклеивать их. Отлично тренируется мелкая моторика.