Сели в лужу на глазах у ребёнка? — Как достойно выйти из положения

Сели в лужу на глазах у ребёнка? — Как достойно выйти из положения

Некоторые люди настолько сильно переживают собственные промахи и неудачи, что начинают избегать всего нового. Они не рискуют, не используют попадающиеся им на пути возможности – только потому, что боятся «опозориться» и «выглядеть глупо». Это можно понять – кому приятно чувствовать собственную некомпетентность, стыд, смущение, разочарование…

А теперь вопрос: вы хотите, чтобы эти эмоции мешали вашим детям получать новый опыт и чему-то учиться? Могу поспорить, что нет (даже если со своим «комплексом» вы уже смирились и научились с ним жить).

Что делать? – на своем примере показать детям, как нужно относиться к промахам и неудачам. Ведь при правильном подходе они могут стать стимулом к дальнейшему развитию. Вот несколько правил, которые помогут это сделать.
Итак, ваш ребенок стал свидетелем того, как вы сели в лужу.

Пример из жизни. Собственной. Ездили мы недавно в Парк Горького погулять (кстати, отличное место!). А на обратном пути, совсем недалеко от дома, я должна была повернуть, пропустив, по правилам, встречную машину. Смотрю, и кажется мне – далеко машина, успею. Нажимаю на газ и поворачиваю. А машина встречная резко тормозит, бибикает, водитель в бешенстве. Не рассчитала, блин.

Мало того, поехала эта машина за нами, и уже на парковке вылез из нее водитель и крепко на меня наорал – мол, дура, у тебя в машине двое детей, а ты смертоубийством занимаешься. При детях наорал. Младший ладно – смотрит и улыбается. А старший все понимает.

Вопрос: как реагировать?

Худшее, что можно придумать – сделать вид, что ничего не произошло. «Да ладно, ерунда все это! Непонятно, почему дядя разозлился – нервный какой-то». Или солгать. Или разозлиться. Или начать доказывать, что виноваты не вы, а обстоятельства или люди другие. «А ты видел – на какой он скорости ехал? Здесь 40 км в час можно, а он все 70 гнал. Сам козел, а еще меня виноватой делает!».

Такая реакция, возможно, обелит вас в глазах ребенка, но явно ничему хорошему его не научит.

Вместо этого:

Расскажите о своих чувствах. В том, что вам неудобно или стыдно, нет ничего страшного. Когда-нибудь ваш ребенок обязательно почувствует то же самое (мир несовершенен, увы). Так научите его справляться с этими эмоциями! Озвучьте то, что вы чувствуете. Только ни в коем случае не говорите, что вы дура (даже если таковой себя ощущаете) – помните, статью о пессимизме? Сделайте упор не на свои личные качества, а на поведение.

«О, я действительно напортачила!». «Я чувствую себя так неловко!». «Мне очень стыдно!».

Извинитесь и признайте последствия вашей ошибки. Вы были неправы и теперь должны адекватно принять следствия. Не злитесь, не нервничайте. Просто признайте, что что-то пошло не так, и вы это понимаете.

«Я решила, что успею повернуть до того, как к нам подъедет встречная машина. Я ошиблась и нарушила правила. Водитель на меня сильно разозлился».

Покажите, что ошибка может изменить человека и его поведение к лучшему. Это самый важный пункт. Продемонстрируйте ребенку, что можно многому научиться, проанализировав собственные промахи и неудачи. Не давайте торжественную клятву, что «вы больше не будете!». Все мы люди и нам свойственно ошибаться (иногда на одном и том же месте). Вместо этого, расскажите ребенку, какой урок вы вынесли.

«В будущем я постараюсь не торопиться и быть внимательной. Даже если мне кажется, что встречная машина еще далеко, и я успею, лучше перестраховаться. Вряд ли я забуду то, что сегодня случилось».

Главное, что должен вынести ребенок из ситуации:
Все совершают ошибки.
Переживать стыд, расстройство, разочарование совершенно естественно. Но это не конец света.
Любая ошибка может нас чему-то научить.

PS: А вы как реагируете на свои промахи в присутствии ребенка. Или вы не ошибаетесь?