s1_314_63-660x420

Про раннее развитие

— Мишенька, а где у нас цифра пять? Правильно… А где четыре? Вот умничка! А восемь?…Мишенька — толстощекий голубоглазый бутуз в возрасте около года. Ходит за ручку с бабушкой и дедушкой по двору между нарисованными классиками с цифрами. И ходит вполне себе удачно: сам ведет за ручку бабулю к нужной цифре. Он сосредоточен, тяжело пыхтит — нет, не от груза знаний, а оттого, что ходьба ему еще тяжело дается. Вот его заинтересовал новый предмет — табличка с объявлением, что выгул собак во дворе строго запрещен. Родственники опять в восторге: «Мишенька, ты увидел знакомые буквы, да? Это твоя любимая табличка, я знаю».

pesok_deti_igraА вокруг набирает свои обороты короткое уральское лето: наконец-то пригрело солнышко, воробьи стайками перелетают с места на место в поисках вкусных крошек, во дворе появляется все больше других малышей — кто с мамами, кто с нянями, пестрыми красками расцветают газоны, то тут, то там появляются собачники со своими разнообразными питомцами. Вы понимаете, что я хочу сказать? А ребенок изучает цифры и буквы! Годовалый ребенок, который и говорить-то еще не умеет.

В силу особенностей своего развития маленький ребенок не может концентрироваться более чем на одной задаче. Замечали? Если, к примеру, ребенок встал в лужу и с удовольствием шлепает по ней, то вряд ли он услышит мамины слова, что из лужи надо выйти, его оттуда можно только увести физически. Если малыш старательно лепит куличики в песочнице, то хоть танцуй рядом, он не услышит маминого желания пойти домой. Пока мама не присоединится к деятельности ребенка и не переключит его внимание на себя и на то, что ждет его дома.

Когда малыш смотрит на улице только на цифры и буквы, он видит только цифры и буквы. И больше ничего. Он пропускает мимо себя все образы, окружающие его в этот момент. А ведь весь окружающий мир для него — еще загадка. Что он успел увидеть за свой год-другой, что еще ожидает его впереди? Как он будет изучать этот мир? Какие картинки будут оставаться у него в памяти? А самое главное, зачем ему в таком раннем возрасте знание букв и цифр? Хотя это ведь и знанием назвать трудно: это механическое запоминание, которое не несет в этом возрасте для ребенка никакой смысловой нагрузки. Почему не несет?

pesok_detiПредлагаю поэкспериментировать: загадайте любое число от 1 до 10 из тех, которым обучают деток. У меня это пять. И попробуйте составить для него список ассоциаций. У меня это пять пальцев на руке, номер трамвая, этаж, ступеньки на лестнице, большая красная цифра из иллюстраций к детской книге и так далее. То есть пятерка — это что-то общее для вышеперечисленных образов. А чем будет эта же цифра для малыша, у которого еще не развиты логические способности и способности к обобщению? У него, в конце концов, еще нет достаточного количества образов в голове. Для нас, взрослых, все цифры имеют значение, но для малыша это просто узнаваемый знак, не более того.

Как же тогда быть с обучением? Как понять, что уже пора?

Самое важное в любом овладении каким-либо навыком — это инициатива ребенка. Прикорм начинают вводить, когда появляется пищевой интерес, первые шаги сопровождаются попытками малыша сначала самостоятельно встать, а потом и сделать шаг у опоры, умение одеваться приходит от заинтересованности ребенка процессом одевания и первыми попытками справиться с ним самостоятельно. Даже к груди новорожденные тянутся по своей инициативе! Откуда только знают-то?

А вот с обучением малышей чтению и письму взрослые почему-то стараются ускорить ситуацию.

0_eb897_c8b297b3_LНапример, моя мама. Дочь, которой еще двух не было, как-то прибегает ко мне со словами: «Адын, адын, ва. Все!». Оказалось, ребенка заинтересовали номера страниц в детской книжке. Бабушка решила, что внучку нужно в срочном порядке ознакомить с ними с самого начала. Ну и повторить, видимо, для закрепления материала. По сути же ребенок просто обратил внимание на какую-то закорючку в книге, которая чем-то его привлекла. Чтобы удовлетворить этот интерес, достаточно было ответить, что это номер страницы. Можно даже назвать его, но это не интерес к цифрам как таковой. Потому что абстрактные понятия детям в этом возрасте еще недоступны. Это то же самое, что описывать солнце не словами «большое, яркое, светит и греет», а «звезда Солнечной системы, относящаяся к типу «желтый карлик».

С рождением ребенка родительской обязанностью становится обеспечение необходимой среды для его развития с учетом возрастных потребностей. До года для ребенка важны общение и тесный контакт с мамой, с года до двух наступает период активного исследования окружающего пространства (не забудьте сделать его безопасным!). После двух лет на передний план выходит игра, сначала предметная, около трех лет — ролевая, а потом и сюжетная. Игра не с целью обучения, а во всех смыслах этого слова свободная.

В какой-то момент моя дочь сама начала задавать вопросы, сначала про цифры, после четырех лет — и про буквы, без какой-либо инициативы с моей стороны. Я отвечаю в рамках задаваемых вопросов. В этом возрасте, если ответа будет недостаточно, от вас все равно его добьются.

Чтобы у ребенка не возник интерес к изучению букв и цифр, надо очень потрудиться: не читать ему книжек, вывесок и ценников, не называть номеров ожидаемого транспорта, не рассказывать, сколько дней осталось до папиного отпуска или сколько яиц в упаковке, то есть просто перестать с ним разговаривать. Ведь цифры и буквы — они повсюду, и даже если очень захотеть, мы не сможем их игнорировать. Придет время, и ребенок сам спросит у вас, что это за буква или где находится та фраза, которую вы сейчас читаете. Он сам сообразит, где какая цифра и в каком порядке их нужно считать. Просто не торопите время, не отбирайте у ребенка возможность и радость самостоятельного открытия нового для него мира.

Автор: Анна Юрина