rebenok-na-kuhne

Чем занять ребенка на кухне?

Ребенок еще слишком мал для того, чтобы тихо делать уроки, вышивать, читать интересную книжку, пока вы печете пироги, варите борщ или нарезаете овощи для салата? Придется взять кроху с собой на кухню. Только заранее придумайте для него интересные, полезные и, главное, безопасные занятия.

Чем занять ребенка на кухне: правила безопасности

Малыш должен точно знать, чего на кухне делать НЕЛЬЗЯ.

При этом строгих запретов не должно быть много. Если вы считаете, что не следует открывать шкафчик с бьющейся посудой, сделайте так, чтобы ребенок не мог добраться до хрупких предметов, заприте дверцу или перегруппируйте посуду. „Нельзя” — значит, „нельзя” ни при каких обстоятельствах. Нельзя крутить ручки плиты, нельзя прикасаться к конфоркам, нельзя играть со спичками. Подумайте, может быть, у вас на кухне есть еще что-то, не предназначенное для детских рук.

  • Все то, что может быть убрано, должно быть убрано. В первую очередь — химикаты, уксус, лекарства, спички, острые ножи.
  • Некоторые мамы на кухне держат мазь от ожогов. Имеет смысл также поставить поблизости бутылочку с перекисью водорода, положить вату и бинт.
  • Если со стола свисают края скатерти или клеенки, кроха может сдернуть на себя все, что стоит на столе, — чашку с горячим чаем, например. Уберите скатерть, а края клеенки обрежьте, чтобы они не свисали.
  • Привыкайте ставить кастрюли и сковородки только на дальние конфорки плиты.
  • Не оставляйте кроху на кухне без присмотра. Даже телефон берите с собой, чтобы не выскакивать из кухни, услышав звонок.
  • Определите для малыша место на кухне, где он может играть в безопасности: подальше от плиты и разделочного столика, хорошо освещенное и без сквозняков.

Чем занять ребенка на кухне: кастрюльные забавы

Конечно, на кухне, в своем укромном уголке можно играть с любимой куклой и конструктором, рисовать и лепить из пластилина. Но дети очень любят настоящие вещи из „взрослого мира”.
Лучше всего заранее (пока непоседа спит) разобрать кухонные принадлежности и отложить все, с чем не запрещается играть, в отдельный шкафчик или ящик, чтобы ребенок знал, что отсюда вещи брать МОЖНО.

Это могут быть:

  • деревянные, пластиковые и металлические столовые приборы, половник, фигурные формы для выпекания;
  • небьющаяся посуда — алюминиевые и эмалированные кружки и небольшие кастрюли с крышками, одноразовые тарелки из картона, детская пластиковая посуда, деревянные чашки;
    бытовые мелочи — прихватки, прищепки, воронки, мерные стаканчики, коробочки из-под чая, крышки для банок разных размеров, формочки для льда;
  • „мусор” — баночки из-под йогурта, пустые пластиковые бутылки, картонные трубочки от бумажных полотенец.
  • Кроме того, на кухне (под присмотром!) можно разрешить ребенку играть с водой и крупами, чаем и кофе, мукой и солью, сахаром и крахмалом. Следите только, чтобы малыш не съел чего-нибудь лишнего. Ведь так интересно все попробовать „на зубок”.

interesno-10

Чем занять ребенка на кухне: водные баталии

В методике Монтессори игры с водой занимают важное место. Традиционно мамы боятся, что дети вымокнут, прольют воду на пол и стол, ругают малышей, когда это случается. Но как иначе научиться переливать жидкость? Боитесь, что придется слишком много убирать после „мокрых” игр? Застелите стол заранее большим куском полиэтилена (подойдет, например, дождевик или старая занавеска для душа).

Разрешите ребенку разливать воду по чашкам из пластикового кувшинчика, поливать что-нибудь из леечки, потренироваться лить воду в бутылку через воронку. Воду также можно черпать — ковшиком, ложкой, половником. Все эти игры способствуют большей стабильности запястья, что пригодится впоследствии не только в быту, но и в школе — при письме.

Пролитую воду, по Монтессори, ребенок должен вытереть сам с помощью тряпочки или губки. Губку надо будет отжать над раковиной, это тоже полезно для маленьких ручек. Вообще с губками и водой можно играть довольно долго.

Дайте малышу пульверизатор для опрыскивания домашних цветов и разрешите побрызгать на стол, на лист бумаги.

Чай и кофе можно растворять в воде, добиваясь различных цветовых эффектов. Мелкие пластиковые игрушки превратятся в водолазов. Малышу будет интересно смотреть, как искажаются размеры и контуры, если игрушки находятся под водой, экспериментировать, проверяя, что плавает, а что тонет, играть в спасателей на воде.

Детки постарше с удовольствием помогают маме протирать губкой раковину, мыть посуду. Купать кукол и стирать кукольные платья необязательно в ванной. Если маме необходимо быть на кухне, то „большую стирку” можно устроить и в тазике, расположенном на обеденном столе.

Если вы заранее заморозите воду в формочках, фигурные льдинки тоже станут для ребенка развивающей игрушкой. Чтобы было интереснее, воду можно подкрасить акварелью или гуашью — льдинки получатся разноцветными.

interesno-10

Чем занять ребенка на кухне: рожки-макарошки

Игры с крупами очень полезны для развития сенсорики. Крупы можно брать разные, а также смешивать их.
Первое, что приходит в голову, — это пересыпание круп. Сначала ребенок может попробовать делать это руками, брать крупы (или сахар, соль) по щепотке, в дальнейшем — с помощью ложки или совочка (правой и левой рукой).

Пинцетный захват отрабатываем на фасоли или орехах. Предложите ребенку брать по фасолинке или орешку и складывать, например, в пластиковую бутылку с узким горлышком. А потом нужно будет справиться с завинчиванием крышки и от души погреметь. Если просто бросать фасолинки не очень интересно, прорежьте в бутылке отверстие-рот, приклейте глазки, брови, волосы — получится „кукла”, которую надо будет накормить.

Орешки также можно складывать по одному в формочки для печенья или для льда („готовим обед” для каждой игрушки). Удобно на этом материале закреплять понятия „один” и „много”, „больше” и „меньше”.
В крупе спрячьте мелкие игрушки. Надо будет искать их, закапываясь ручками в крупу. Также можно проводить „археологические раскопки”, пытаясь помогать себе совочком, просеивая крупу через крупное ситечко. Дети обычно в восторге от таких игр.

Машинки могут ездить по манке (на подносе), как по пустыне. Здорово, если у вас есть игрушечные самосвал, экскаватор и бульдозер. Постройте дороги, выложив по „обочинам” фасоль.
На крупе интересно рисовать. Наиболее эффектно это получается с мелкой крупой (пшеничной или манной) и подносом темного цвета. Насыпьте немного крупы на поднос и покажите ребенку, как рисовать круги, прямые линии и зигзаги, звездочки и снежинки.

Одна из популярных игр с крупой — „Золушка”. Если помните, мачеха запретила падчерице ехать на бал, пока она не отделит рис от фасоли (или фасоль от гороха, в общем, подойдет все, что есть под рукой). Золушке пришли на помощь птички. Пусть и кроха поучаствует в этом добром деле.
Макароны-рожки — прекрасные „бусины” для нанизывания. Их, так же как и рис для пересыпания, можно покрасить пищевыми красителями в разные цвета.

interesno-10

Чем занять ребенка на кухне: музицирование

Только дайте малышу большую кастрюлю и деревянную ложку — он сам быстро додумается, как сделать громкий „Бам”! Кроме барабана можно соорудить литавры из двух крышек от кастрюль. А пара деревянных ложек — уже совершенно настоящий инструмент (покажите ребенку, как выступает ансамбль ложкарей). Сравните звук, который получается при ударе по кастрюле деревянной ложкой и металлической. Попробуйте постучать по сковороде. Что звучит тише? Что громче?
Крупу можно зашить в матерчатые мешочки и потом шуршать ими. Крахмал и гречка, рис и фасоль издают совершенно разные звуки! Если у вас сохранились жестяные баночки, например, из-под чая, слушать звуки пересыпания внутри круп будет еще интереснее. Примерно так и делаются маракасы.

Чем занять ребенка на кухне: готовим вместе!

Как легко приготовить обед! Ничего в этом трудного нет, это проще простого, это раз — и готово! (Если мама готовит обед)”.

Детям обычно нравится „кашеварить”, они могут долго помешивать насыпанную в воду крупу в игрушечной кастрюльке, а то и просто вертеть ложкой в пустой посуде, воображая себя шеф-поваром. Разрешите ребенку размешать ложкой сахар в чашке, это полезно для координации!

Что еще дети могут делать для развития мелкой моторики и в помощь маме? Если у вас есть ступка с пестиком, поручите крохе растолочь, раздробить что-нибудь — например, детское печенье. Полученную массу можно добавить во фруктовое пюре.

Позвольте ребенку посолить суп в тарелке или салат в миске, помесить и раскатать тесто. Это весело и полезно!

interesno-10

Чем занять ребенка на кухне: развиваем речь

Кухня предоставляет небывалый простор для развития речи!

  • Во-первых, мама, конечно, не будет готовить молча, если рядом сидит ребенок. Комментируйте все свои действия, и малыш узнает много новых слов, а также ненавязчиво запомнит, как готовят любимые блюда. Вскоре вы сможете советоваться с крохой, притворяясь, что забыли, что делать сначала: к примеру — чистить картошку или резать ее? Малыш с удовольствием даст вам умный и дельный совет!
  • Во-вторых, ребенок увидит, потрогает (и попробует) овощи и фрукты, разные продукты. „Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу. Ох!..” — вспомните и расскажите ребенку эти стихи Юлиана Тувима в переводе Сергея Михалкова.
  • В-третьих, на кухне удобно обсудить качества предметов и продуктов. Что бывает круглое? Что бывает жидкое? А острое? А горькое? Каким бывает бульон? Каким бывает картофель? Загадывайте загадки: что это такое – оранжевое, сладкое, в земле растет? Правильно, морковка! А визуальные подсказки пусть будут на столе, чтобы не было слишком трудно.