5 правил, как помочь ребенку управлять своими эмоциями

Контролировать свои эмоции могут далеко не все взрослые, что уж говорить о детях. Каждый день мы испытываем весь спектр эмоций от злости и раздраженности до абсолютного счастья, и в той или иной мере научились управляться с ними. Но как объяснить детям, что минутные неудачи можно решить без капризов?

Своим опытом формирования эмоциональной компетентности у детей и их родителей поделился Андрей Буренок, отец двоих дочерей и создатель украинского тревел-сервиса TripMyDream.

Не указывайте, что делать

Способность понять свои чувства и направить их в нужное русло – это и есть эмоциональная компетентность. Проще говоря, если человеку удается справиться со своей злостью или раздражением без конфликтов с собой и окружающими — значит, он эмоционально компетентен.
Психологи различают четыре уровня компетентности: от «я не понимаю своих чувств, потому они управляют мной» до «я справляюсь с эмоциональными всплесками спокойно, даже не задумываясь о них». Детям младшего возраста нелегко дается понимание тех или иных эмоций – они испытывают волну чувств, которую не могут контролировать. Потому указания родителей, например, «успокойся», «перестань плакать» или «замолчи», кажутся им агрессией. Особенно неприятно, если подобные «стычки» возникают в общественных местах и мы, как и все родители, начинаем переживать из-за мнения окружающих, повышая голос на ребенка.

Помните, что ребенок — это ребенок

Когда в семье появляется ребенок, большинство родителей забывают обо всех прочитанных книжках по воспитанию и начинают вести с ним диалог как со взрослым человеком. Детские истерики мы воспринимаем как вызов и демонстрацию характера, хотя, скорее всего, ребенок просто испытывает физический дискомфорт и пытается об этом рассказать своими способами.

Слушайте

Как только малыш начинает показывать свое недовольство, нужно выяснить его причину – возможно, ребенок устал или у него промокли ноги. То же самое происходит и с чувством обиды или ревности у ребенка: зарядившись негативной эмоцией, сын или дочь начинают строить козни. Опытный родитель знает, что ребенку нужно подсказывать в вопросах распознавания своих чувств – это называется «применить метод активного слушания». Психологи рекомендуют вести диалог с ребенком, говоря ему, почему тот может быть несчастлив в данный момент. Метод активного слушания – один из наиболее эффективных приемов развития эмоциональной компетентности у ребенка.

Когда мои дети начинают капризничать или раздражаться, я пытаюсь помочь им осознать эту волну чувств и управиться с ней. Я спрашиваю дочерей, что именно они чувствуют и почему, объясняю природу именно этих эмоций. Например, «Ты плачешь, потому что устала. Давай пойдем домой вместе пообедаем?» или «Тебе обидно, что сестра забрала твою игрушку. Давай попросим ее так больше не делать?». Понимание ими своих эмоции и причинно-следственной связи – это первый шаг к контролю над собой.

Больше внимания уделяйте старшему ребенку в многодетных семьях
Родители часто проектируют свои шаблоны и стереотипы на детей, а те «зеркалят» действие старших. В семьях с несколькими детьми младшие повторяют за старшими, а это значит, что для сохранения нормальной атмосферы внутри «ячейки», родителям нужно больше внимания уделять старшему ребенку. Я сам однажды столкнулся с подобной ситуацией, когда моя младшая дочь из-за обиды ударила старшую, после чего получила «сдачи». На самом деле, малышка просто не знала, как объяснить свое недовольство и потому применила физическое воздействие. Позднее я объяснил старшей дочери, что именно она, а не родители, – ролевая модель поведения для младшей, а потому в следующий раз нужно не бить в ответ, а проговорить причину конфликта.

Избавляйтесь от «автопилотов»

С другой стороны, в семьях, где растет один ребенок, предметом для подражания являются родители. Это значит, что если родители привыкли повышать голос друг на друга в присутствии ребенка, нужно быть готовым, что младшее поколение будет вести себя так же. Постарайтесь вспомнить, что вам так не нравилось в методах воспитания ваших родителей – возможно, вы, сами того не замечая, дублируете их и в своей семье. Все эти подзатыльники или повышения голоса на ребенка, обычно происходят неосознанно, так сказать, на автопилоте.

Когда эмоции преобладают над разумом, мы включаем ресурсы из прошлого, повторяем шаблонные действия наших родителей. Прежде, чем начать формировать детскую эмоциональную компетентность, важно проанализировать свое состояние и избавиться от неконтролируемых чувств и нежелательных «автопилотов».

Помните, воспитание ребенка – это не дрессировка.

У всех нас, взрослых, есть свои взгляды и эмоции, которые у детей еще только формируются. Постарайтесь быть чутким и понимающим родителем, научитесь слушать и подсказывать – тогда ребенку будет проще осознать себя и свои чувства.